Врач-неонатолог Наталия Фатьянова: "Неонатологу важно не пропустить возникновение и развитие патологических состояний, которые способны спровоцировать инвалидность ребенка"
В рамках Недели здоровья матери и ребенка и в преддверии Дня неонатолога, который отмечается 5 апреля, Здоров11 пообщались Наталией Николаевной Фатьяновой, заведующей отделением новорожденных родильного дома Клинического кардиологического диспансера, врачом-неонатологом высшей категории, о работе с сердечно-сосудистыми патологиями у новорожденных.
Во время беременности ребенок получает жизненно необходимый ему кислород и питательные вещества через плаценту непосредственно от мамы. Он окружен материнским теплом, слышит ее нежный голос, ему комфортно и уютно. Сразу после рождения малыш оказывается в новой, незнакомой для него среде. Начинается перестройка в работе всех органов и систем, организм мобилизует все силы, приспосабливаясь к новым условиям жизни. И именно здесь первым врачом, который помогает ребенку адаптироваться к этим изменениям, становится неонатолог", — объясняет специалист.
По словам Наталии Николаевны, основные направления работы неонатолога включают не только реанимацию и выхаживание новорожденных, особенно недоношенных, но и контроль за правильным грудным вскармливанием, обеспечивающим малыша необходимыми питательными веществами, изучение наследственных заболеваний, исследование иммунитета, а также разработку методик адаптации детей к окружающей среде.
"Неонатологи должны быть отличными диагностами, чтобы своевременно распознать любую патологию и точно оценить состояние ребенка после рождения. Врачу крайне важно не пропустить возникновение и развитие патологических состояний, которые могут привести к инвалидности ребенка", — подчеркивает эксперт.
Особенность работы в кардиологическом диспансере, где трудится Наталия Николаевна, заключается в оказании высококвалифицированной медицинской помощи женщинам и новорожденным с патологиями сердечно-сосудистой системы и соединительной ткани, эндокринными нарушениями, а также осложнениями, вызванными резус-конфликтом.
"Любой новорожденный с цианозом кожных покровов и слизистых, признаками дыхательной и сердечной недостаточности, сердечными шумами, снижением темпа диуреза по часам должен рассматриваться как ребенок с потенциально возможным врожденным пороком сердца, — продолжает Наталия Николаевна. — Врожденные пороки сердца — достаточно распространенная патология среди заболеваний сердечно-сосудистой системы и одна из основных причин смерти детей первого года жизни".
Как отмечает заведующая, в родильном доме проводится неонатальный скрининг для раннего выявления критических врожденных пороков сердца методом пульсоксиметрии.
"Главная цель исследования — выявление недиагностированных критических пороков сердца в общей популяции новорожденных. Пульсоксиметрия — это неинвазивный метод определения насыщения гемоглобина кислородом. Измерения проводятся на правой руке и любой ноге. В норме сатурация составляет 97–98%. Если у ребенка есть патология сердца, сатурация падает ниже 90% в обеих точках измерения. Чувствительность метода — 78%, а специфичность достигает 99,9%", — поясняет врач.
Однако, по ее словам, диагностика не ограничивается одним методом:
"Мы используем комплексный подход: измерение артериального давления, рентгенографию органов грудной клетки, ЭКГ, УЗИ внутренних органов, ЭхоКГ для уточнения порока и определения тактики лечения. При необходимости после консультации кардиолога и кардиохирурга назначаются КТ и МРТ. Также для полной картины обязательно проводятся лабораторные исследования и привлекаются узкие специалисты — кардиологи и, если требуется, генетики".
Говоря о причинах врожденных пороков сердца, врач подчеркивает:
"Наиболее опасным периодом для развития сердечных патологий у плода являются 2–7-я недели беременности, когда формируются основные структуры сердца. Среди факторов риска — заболевания матери и плода, наследственность, инфекции, гормональные нарушения, вредные привычки и профессиональные вредности".
Удельный вес всех врожденных пороков сердца среди врожденных пороков развития достигает 40%. По данным исследований, частота поражений сердца у новорожденных составляет в среднем 8–14 случаев на 1000 детей. Врожденный порок сердца становятся причиной не менее 11% младенческих смертей", — отмечает Наталия Николаевна.
Особое внимание специалист уделила вопросам хирургического вмешательства и наблюдения:
"Существуют так называемые «критические пороки сердца», которые составляют 20% всех ВПС и приводят к развитию угрожающих состояний в первые часы или сутки после рождения. Половина из них требует операции в первые дни жизни. Если ВПС выявлен у плода во время беременности, женщину направляют на консультацию к специалистам, чтобы определить возможность хирургической коррекции порока в кардиохирургическом центре".
Наталия Николаевна также акцентирует внимание на послеоперационном периоде, поскольку тактика ведения ребенка зависит от типа проведенной коррекции:
"Современные достижения кардиологии сделали возможным выживание детей с ВПС, ранее приводившим к смерти ребёнка. После операции и выписки из стационара ведущая роль в реабилитации, расширении двигательного режима и контролю за соблюдением всех рекомендаций детских кардиологов отводится родителям".
В заключение врач отметила, что половина успеха от лечения лежит на плечах родителей, поэтому очень важна тесная взаимосвязь с лечащим врачом, четкое соблюдение всех рекомендаций, уверенность и терпение.
"Такой серьезный и взвешенный подход к здоровью ребенка — залог успешной операции, оптимального течения послеоперационного периода и полноценной жизни ребенка в будущем", — резюмировала Наталия Николаевна.